lit_street: (Default)
[personal profile] lit_street
Мне вдруг так захотелось вскочить на подножку уезжающего трамвая и в последние деньки мая все-таки сказать два слова о десятилетии Булгаковского дома и Дне рождения М. А. Булгакова.


Бывшие сотрудники Булгаковского дома, слева направо: главный хранитель Ольга Шадрина, заместитель директора Светлана Костина, исполнительный директор Роман Ерыкалов и я, экскурсовод.

Сначала я хотела написать очень много. Потом время прошло, и актуальность вроде прошла, и я подумала, что пропустила и не напишу ничего уж совсем. Но тут Оля написала мне, что плохо получилась на фотографиях, и я поняла, что хоть какие-то фотографии все-таки есть, нашла их и хочу показать вам. Я на них на всех тоже получилась, прямо скажем, не ахти. Но давайте решим, что это репортажный жанр, исключительно для истории...
Празднование длилось два дня. 14 мая закрытая вечеринка для "своих", театральный капустник, а 15 мая - традиционное гуляние во дворе с фаер-шоу для всех желающих.
С одной стороны, это было правильное решение, потому что одновременно работать и праздновать получалось очень по-разному, отдельная история, да и людей, связанных с Домом, было очень много, а простым посетителям не факт, что было бы все это понятно и интересно.
С другой стороны получилось так, что про 14-е многие не знали, кого-то забыли пригласить. Многие пришли по старой традиции 15-го. А те, кто пришел на 14-е, 15-го уже не пришли или пришли совсем поздно, как я. В итоге многие, кому хорошо было бы встретиться, в эту важную праздничную дату не встретились. И это очень грустно. Впрочем, пути господни, как известно, неисповедимы...
С другой стороны, еще грустнее, что многие, кто стоял у истоков, и вовсе затерялись и до этой вехи не дошли - вместе с нами.
Чего, например, стоит история про одну очаровательную женщину, которая пришла работать в музей уборщицей, а потом внезапно стала экскурсоводом. Ездила по библиотекам, собирала материалы.
Другая училась на технической специальности, но фанатично любила кино и театр, оказалась в музее и свое высшее образование, кажется, даже не закончила. Зато была отличным администратором и еще умела разговаривать со звездами, с актерами, приглашать их так, что они действительно - приходили. Я как сейчас помню, как она стоит в красивом черном платье, расшитом блестками, и рассказывает, что директор дал ей денег на такси, она приехала домой, но спать оставалось всего несколько часов, и она решила, что уже не успеет этого сделать, да и от нервов не могла - и вместо сна смотрела черно-белые фильмы... Потом она вышла замуж за еще одного сотрудника музея.
Впрочем, это те, на ком музей держался, дышал и жил долгое время. А были те, кто приходил на одно лето. Их я многих уже и не помню. Хотя, разумеется, вру...
Так жаль, что все они не пришли. И не заходят посмотреть, как там музей - без них.
(Особенно больно, что некоторые не потерялись со временем и во времени, а просто не дожили. Сначала на все мероприятия музея приходили две родные племянницы Булгакова, сейчас уже некому приходить... И я, конечно, безмерно счастлива, что мне довелось познакомиться лично с Леонидом Константиновичем Паршиным, и его очень не хватает нам всем).



Я много раз говорила, что скучаю по атмосфере Дома. На экскурсиях тогда, 7 лет назад, мы говорили, что, уехав из Киева, Булгаков всегда мечтал о настоящем Доме, где горела бы лампа под абажуром, где могли бы собираться гости, где звучала бы музыка, и мы дарим ему этот дом. "Это было первое антикафе?" - спросила меня нынешняя девушка-экскурсовод, когда я пыталась объяснить ей, как все там было тогда. Да, практически. И еще салон и клуб, куда музыканты, журналисты, поэты, писатели заходили просто так, когда проходили мимо, иногда почти каждый день. Знакомились, делали совместные проекты, иногда ссорились. Кипела жизнь.
Теперь не то. Но бывший директор Роман Ерыкалов сказал, что ему очень нравится то, что он видит сейчас, и именно таким они и задумывали Булгаковский дом десять лет назад - мультимедийным, изменяющимся, масштабным, театральным.
Очень важные слова сказала Светлана Костина - что музей как наш ребенок, а подросших детей нужно уметь отпускать. Вот, он уже может сам ходить, сам заботиться о себе, сам зарабатывать деньги. Навещаешь его, видишь, как он живет порой непонятной тебе жизнью, у него свой характер. Еще и денег не просит - красота! (Жениться неудачно, правда, может, но это отдельная история).
С появлением театра у музея началась какая-то отдельная история, которую я уже практически не знаю. А ведь практически все празднование строилось именно на выступлениях и воспоминаниях актеров, которые уже считают этот дом своим.
Вот еще одна неудачная фотография меня как раз в театре, где был фуршет.



У меня осталось очень много фотографий, материалов, историй про этот дом. Я все это не брошу и буду постепенно писать и рассказывать. И уж, конечно, никуда мне не открутиться от булгаковских экскурсий.
Но также после празднования я поговорила с генеральным директором музея о грядущих перспективах. Из его слов я поняла, что так толком и непонятно, что будет дальше. То есть, конкретно с Булгаковским домом-то понятно - будет работать в штатном режиме. Да и Патриаршие пруды, несмотря на все фантастические идеи, не поменяются. А вот будет ли музеефицирована квартира на Пироговской и что будет с домиком Мастера (а это меня особенно волнует) - один Воланд знает...

Я много говорила о людях, сделавших музей, дошедших и не дошедших до десятилетия, но хочется именно в этом году сказать о человеке, который был в музее с самого начала, гордо носил на себе медаль Булгакова, которого любили абсолютно все и который именно в этом году перестал работать в музее - о Светлане Александровне Крупновой.
Те, кто побывал у нее на экскурсии, не забудет этого никогда. Около памятника Есенину она пела романс - даже на ночных экскурсиях! Она горячо любила всех нас как своих детей - фотографу, который снял нас вместе, она говорила, что я ее внучка. Однажды, когда я боялась идти на одну из первых своих экскурсий, она предложила мне помочь. Оперлась о мою руку и... неожиданно с силой повлекла меня вперед - она шла гораздо быстрее меня, а группа едва поспевала за нами. Тепло одевалась и водила экскурсии даже в мороз. Ее экскурсии по воскресеньям в три часа были чем-то постоянным, незыблемым, непоколебимым. И только на десятом году Дома она все-таки сдала... Слава Богу, сейчас она чувствует себя хорошо и может наконец немного пожить для себя, ходить на культурные мероприятия и читать книги в удовольствие. А фотография эта была сделана давно, но не могу не показать по такому поводу.



А это театр в Булгаковском доме, который так долго строился на моем веку. Вот все зрители ушли пить шампанское, а я перед уходом фотографирую его, притихший.





Все в очередной раз посмотрели друг на друга и на музей, праздники закончились, отгремело самое страшное для музейшиков мероприятие - Ночь музеев, и жизнь потихонечку пошла своим чередом. Начался новый экскурсионный маршрут. "Встретимся на маршруте" - говорят друг другу экскурсоводы. А что сказать всем остальным? Да только "Будьте здоровы" и "Берегите себя", чтобы непременно увидится на будущий год - с новыми интересными историями - "в час небывало жаркого заката".

Материалы по теме:
Фотографии с файер-шоу в этом году.
Некролог племяннице Булгакова Варваре Михайловне Светлаевой.
Лестницы - проект "Собери домик" - про лестницы в Булгаковском доме. Надеюсь потом и про другие архитектурные детали истории написать.
Будущее музея Булгакова в Москве.
Про подвальчик Мастера.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

lit_street: (Default)
lit_street

March 2017

S M T W T F S
   1234
5678910 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 31st, 2025 08:07 am
Powered by Dreamwidth Studios